stran top

Италия

ЗАРИСОВКИ ИЗ ПИЗЫ

Горизонт Тосканы всегда твердо и тонко очерчен уходящими одна за другую линиями невысоких гор. Таким он и должен быть в хрестоматийном отечестве великих художников. И мир здесь таков, каким создал его Господь, даровавший людям плодовые деревья, хлеб и вино, заповедь труда и бремя забот, земные радости и светлый гений искусства.

АНДРЕЙ БАЛКАНСКИЙ

Бывают города – дети солнца. В яркий безмятежный день согретые его лучами они особенно эффектны, да что с них взять, когда на небе тучи, когда пасмурно? Тогда они, как девица, не успевшая навести макияж. Пиза другая – ее особенную стать не требуется высвечивать солнцем, больше того, красота ее лучше всего открывается во время дождя. А дожди здесь не редкость, и потому Пиза всегда свежа, зелена и привлекательна. В дождь над приморской равниной быстро бегут облака, глубже гор синева, в дождь вздувается Арно и резво катит мутно-зеленые волны, в дождь безлюднее улицы и прекраснее мрамор, подернутый патиной прошлых веков. Это лики Пизы. Во всем мире трудно найти ныне место, где так, как здесь, могли бы проявиться прелесть и благородство мрамора. Уместно напомнить, что даже улицы Флоренции, столицы Тосканы, не избалованы обилием мрамора, и глаз, привыкший к строгости и скромности флорентийского камня, бывает сразу ослеплен светлыми мраморными зданиями, возвышающимися на поросшей зеленой травой пизанской площади. При виде тонко желтеющего от времени и осенних дождей старого мрамора легко забыть обо всем на свете, и даже об архитектуре – перед тобой лишь священная белизна стен и свежая зелень луга. И волей-неволей становишься благодарен пизанским мореплавателям за то, что им удалось воскресить в своем городе то античное благоговение перед мрамором, которое некогда испытывали обитатели греческих полисов и граждане императорского Рима. Захудалым городом Пиза никогда не была. Провинциального в ней и сейчас немного – слишком чувствительно ее былое великолепие. Никакие исторические перипетии не смогли отнять у Пизы ее славы и гордости, и верный Арно по-прежнему обнимает ее крепкой рукой.

ГОРОД-МУЗЕЙ
Расцвет Пизы пришелся на Х-ХI века. Крупная морская держава, она была удачливой соперницей Генуи и Венеции. Участвовала в 1-м крестовом походе (1096-99 гг.), получила значительные привилегии на Востоке, овладела Корсикой и Сардинией, успешно торговала и отражала набеги сицилийских пиратов-сарацинов. Впоследствии попала в зависимость от Флоренции, а отступившее море и песок с илом, приносимый рекой Арно, сделали гавань города непригодной для морского судоходства. До наших дней Пиза сохранила свой аристократизм, доброе имя, элегантные здания вдоль набережных и престижный университет. Конечно, под натиском повседневной жизни первоначальная средневековая планировка города подверглась значительным изменениям. Однако это не помешало Пизе превратиться в город-музей. Главная достопримечательность здесь – пизанская площадь, где разместились гениальные творения ее граждан: собор, баптистерий, наклонная башня и Кампо Санто. Другой такой площади в Италии нет, и сюда приезжают лишь для того, чтобы увидеть ее чудеса. Кажется, она создана в одну волшебную ночь – настолько непонятен теперь длительный прилив художественных сил, великой гордости и высшей энергии, пережитый когда-то горожанами. Никакие исторические сведения не в состоянии так ярко поведать о расцвете Пизы, времени ее военной славы и морского могущества, как эти памятники архитектуры. За три столетия до Брунеллески (выдающийся архитектор, скульптор, ученый и строитель укреплений в Пизе) здешние зодчие уже предчувствовали возрождение классических форм. Пизанские архитекторы особенно преуспели в разработке декоративного стиля. Удивительное богатство галереек, опирающихся на резные колонны, украшающие фасады здешних церквей, оставляет далеко позади все, что было придумано романскими и византийскими авторами. Правда, Пиза не успела еще отрешиться от романских традиций в основных пропорциях, в плане, в конструкции. Сколь велики были возможности зодчих Пизы, доказывают изумительные формы баптистерия, увенчанного прекрасным куполом. Восхищают фасады Сан Микеле ин Борго и Сан Паоло на берегу Арно. Бесконечное разнообразие колонок и капителей свидетельствует об интересе их создателей к деталям и кропотливой работе над украшением. Окончательное выражение эта особенность пизанской архитектуры получила позже, когда нахлынувшая с севера волна готики принесла с собой вкус к тончайшей отделке, мелкой резьбе, сложному плетению каменного кружева.

ПОЛЕ ЧУДЕС
Пиза далеко не Страна дураков. Но Поле чудес здесь есть. Исторический центр города – самая  знаменитая площадь на свете – так и называется Campo dei Miracoli, Поле чудес. Идем вдоль высокой глухой стены. Площадь разом распахивается перед нами во всей своей красе. Это волшебное изменение выражения множества лиц надо видеть! Пространство размером с футбольное поле засеяно ярко-изумрудной травкой, на которой так и хочется поваляться. Увы, по газонам ходить строжайше запрещено! Это место считалось священным еще у этрусков, а в римскую пору здесь стоял Палладиум. На рубеже I и II тысячелетий н.э. власти Пизы задумали прославить победы своего флота, а заодно тогдашний мир потрясти да соперникам на место указать. Вопрос «что строить» не стоял. Храм – всегда дело верное, надежное и богоугодное. Так в 1063 г. был заложен кафедральный собор. Строительство велось с размахом, в соответствии с той ролью, которую играла морская республика. Он должен был превзойти все, что было до него. За честь участвовать в его возведении, обустройстве и оформлении состязались самые светлые головы и золотые руки не только Пизы, но и соседних государств. Кафедральный собор строили на сокровища, отбитые у пиратов, и трофеи, привезенные пизанскими рыцарями из крестовых походов. Задумка удалась. Беломраморный красавец собор в романо-пизанском стиле был освящен в XII веке. Как видите, не всегда это что-то мрачное и громоздкое. На протяжении трех с лишним последующих столетий пизанский кафедральный собор оставался самым большим христианским храмом в мире. Изумительные интерьеры. Элегантные аркады в четыре ряда. Фасад, который можно разглядывать часами: вот Мадонна, Иоанн Креститель, евангелисты, сцены жития Спасителя. Главный собор (Duomo) – самый мощный, мажорный аккорд в архитектурной полифонии площади. Музыканты утверждают, что колоннада соответствует композиции фуги. Во втором ярусе (в фуге это был бы второй голос, так называемый «ответ») обратите внимание на низенькую темную колонну – говорят, кто на нее посмотрит, тот никогда не будет несчастлив в любви. Храм украшают кафедра работы Джованни Пизано и другие произведения великого маэстро. В Домском соборе можно также увидеть знаменитую бронзовую лампу Галилея. И еще – впервые в Италии пизанский собор представлял в плане крест. В дальнейшем эта новинка церковной архитектуры распространилась по другим странам.

ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ
На Соборной площади находится и Падающая башня. Собственно, башня как башня – 54 м высотой, 8 ярусов, колокола наверху. Башни со звонницами в Италии принято ставить чуть в сторонке от собора. Просевший после строительства грунт в одночасье сделал пизанскую Кампанилу (так ее здесь называют) знаменитой на весь мир – отклонение от вертикальной оси составило более четырех метров. Фундамент ее рассчитали правильно, но обнаружить глубоко залегающие пустоты в XII веке было невозможно. Эхолотов и алмазных буров тогда еще не придумали. Крен обозначился вскоре после начала строительства, однако пизанцы, охваченные каким-то безумием, продолжали тянуть башню вверх, да еще увенчали ее тяжеленными колоколами. Впоследствии, надстраивая ее, пытались башню выравнивать, но безуспешно. Строили ее долгих двести лет (1174-1372 гг.). Башня пережила несколько разрушительных землетрясений. Дорого могли обойтись этому чуду света и неумелые попытки помочь ему. По приказу Муссолини под основание залили десятки тонн раствора. После чего башня буквально пустилась в пляс. Скачкообразные колебания измерялись миллиметрами, но каждый из них мог стать лебединой песней Кампанилы. К счастью, окончательно вздрогнув, она заняла прежнюю позицию. После чего возобновила медленное падение по привычной траектории. Так Пиза стала городом Падающей башни, а Кампанила – символом Пизы. Площадь чудес радует обилием сувенирных ларьков, какую только башню здесь ни встретишь! Самый популярный сувенир – фаянсовая кружка. Разумеется, тоже с наклоном, с изображением Пизанской башни. Падающая башня на падающей кружке. Милый сувенир из Пизы. Вернемся к башне. В конце прошлого века был объявлен международный конкурс на спасение Кампанилы, в результате башню удалось вернуть в исходное положение. Теперь она Непадающая. Угол наклона Кампанилы зафиксирован с помощью противовесов, бетонного обжимного кольца и крепежных тросов. Главная идея спасения многим казалась рискованной – со стороны, противоположной направлению наклона, подрыли почву, и башня слегка, незаметно для глаза, выправилась. Теперь за 15 евро можно подняться по внутренней винтовой лестнице наверх, полюбоваться оттуда баптистерием и собором. В стоимость входят и жутковатые ощущения во время подъема по наклонной трубе без окон и дверей. Здравый смысл и инстинкт самосохранения велят бежать отсюда, пока не поздно. Но деньги уплачены, и карабкаешься вперед. Жаль, самой башни из Кампанилы не видно.

ГАЛИЛЕЙ И МАРКО ПОЛО
Башня, немало повидавшая на своем долгом веку, хранит в памяти самые невероятные истории и легенды. Взять, скажем, Галилея. Закончив Пизанский университет, один из старейших в Европе, он преподавал в нем, сея разумное, доброе, вечное. Попутно вносил посильный вклад в науку. Надо заметить, силенок у него хватало: величайший мыслитель Возрождения был личностью, одаренной во всех отношениях - основоположник классической механики, основатель новой механистической натурфилософии, один из основателей современного экспериментально-теоретического естествознания, первым осуществивший парадигмальное разграничение его с философией. К тому же, видный математик, физик, астроном... Еще говорят, профессор обожал метать предметы с башни. Вымысел? Правда. Знаменитый пизанец в безветренную погоду залезал на башню (294 ступеньки, между прочим) и бросал оттуда чугунные ядра, свинцовые пули и прочие вещицы: опыты по земному притяжению. Ученый выяснял, какие тела падают быстрее – легкие или тяжелые. Тяжелые падают больнее, это точно, но, при прочих равных условиях, не быстрее. Так Галилей открыл законы свободного падения тел, противоречившие господствовавшим тогда взглядам. Но это еще не все. На его счету - воздушный термометр, первый микроскоп и телескоп с 30-кратным увеличением, благодаря которому ученый обнаруживает спутник Юпитера, наблюдает фазы Венеры. Облюбовав Кампанилу для наблюдения за Солнцем, он делает открытие, объявленное ересью, вызовом церкви и канонам средневековой космогонии. На лучезарном светиле Галилей находит …пятна.  Неслыханная дерзость не могла остаться безнаказанной – под давлением церкви Галилей был вынужден публично отречься от своих идей.
Далеко не каждому человеку дозволялось, как Галилею, подниматься на самый верх башни. Марко Поло выше подвала не пустили – его сразу определили в тюрьму. Великий путешественник томился в казематах Кампанилы в ожидании выкупа. Сам виноват – воевал на стороне генуэзцев и попал в плен. От скуки он рассказывал сокамернику о своих приключениях в дальних странах. Его путевые заметки увидели свет. Марко стал знаменитым и... глубоко несчастным человеком. Все, что он привирал, принимали за чистую монету, истину же отвергали. «Мы еще можем поверить в людей с песьими головами или в туман такой густой и плотный, что даже на слоне не проедешь, – говорили люди. – Но рыбки с развевающимися хвостами? Бумажные деньги, которые в любой момент можно обменять на золото? Да за кого он нас принимает!». А между тем, это была чистая правда.

КАМПО САНТО
Святое Старое поле – еще одна достопримечательность Соборной площади. Это крытое (!) кладбище имеет полное право на столь претенциозное название – в незапамятные времена пизанские корабли навезли сюда земли аж из самого Иерусалима. Кладбище, основанное в 1278 г. по проекту Дж. ди Симоне, представляет собой погребальный ансамбль с готическими постройками, гробницами и памятниками в окружении галерей, аркад и  скульптур. Здесь нашел последний приют император Генрих VII. Но прежде всего, Кампо Санто знаменито своими изумительными мозаиками и фресками, некоторые из которых были утрачены в ходе Второй мировой войны. Стоит отправиться на кладбище и посмотреть сцены из Ветхого Завета Беноццо Гоццоли и «Триумф Смерти» неизвестного мастера XIV в. Последняя фреска, говорят, вдохновила Ференца Листа на создание ее музыкального образа – «Пляски смерти» для фортепьяно с оркестром. Кампо Санто, как и все в Пизе, лучше осматривать во время дождя. Тогда здесь мало посетителей, и в пустынных галереях долго разносятся раскаты грома с соседних гор…

БАПТИСТЕРИЙ
Баптистерий (крещальня) – завершающий аккорд ансамбля Поля чудес. Величайшее творение итальянской готики, созданное в 1152-1260 гг., хранит средневековые фрески и произведения Джованни Пизано. Вас не оставят равнодушными статуи его Мадонны, вырезанные из слоновой кости. Кафедра крещальни украшена резьбой, статуями, рельефами. Это тоже дело рук Пизано, но другого, Николо. Мысленно придайте цилиндрическому беломраморному баптистерию первоначальный облик, и сразу станет непонятно, как земля умудряется выносить эту махину высотой 55 метров и диаметром почти 40 (объем многоподъездного 12-этажного дома). Верните ему готическое обрамление, и здание преобразится в стартующий космический корабль. Пизанские мастера тонко чувствовали красоту и старались донести ее до потомков. Без нее жизнь была бы беднее.