stran top

Камбоджа

ОДИН ДЕНЬ В ПНОМПЕНЕ

Когда-то название далекой и экзотической страны Камбоджа было на устах многих россиян. Помните - Лон Нол, Пол Пот, Нородом Сианук… В 80-ых годах уже прошлого столетия, когда народ Камбоджи уничтожил кровавый полпотовский режим «красных кхмеров», Советский Союз помогал восстанавливать страну, поднимать экономику и сельское хозяйство. До сих пор на дорогах тут и там встречаются наши «камазы» и «уазики», которые исправно трудятся, несмотря на время и жуткие дороги. А если что и выходит из строя, то местные мастера легко все исправляют с помощью подручных средств.  Им хорошо знакома советская техника, так как в свое время тысячи молодых людей учились в различных учебных заведениях СССР. 

СЕРГЕЙ САМОЙЛЕНКО

В Королевство Камбоджа я попал в канун празднования нового 2006 года. Десять часов полета из Москвы до Бангкока, несколько часов ожидания в аэропорту самолета до Пномпеня, и вот я  в стране, о которой так много слышал и куда очень хотел попасть.
В  те декабрьские дни в Пномпене стояла весенняя погода с температурой воздуха не более 33 градусов тепла. А утром было даже прохладно и порой хотелось накинуть на себя какую-нибудь легкую курточку.
Пользуясь утренней прохладой, многие кхмеры выходят на набережную Меконга Сисоват, чтобы позаниматься физкультурой, сделать пробежку или просто подышать свежим речным воздухом. А ведь всего несколько лет назад этот главный бульвар камбоджийской столицы выглядел не более чем узкой и пыльной дорогой с огромными рытвинами и глубокими ямами. Сейчас же Сисоват превратился в один из самых больших и красивых променадов в мире с многочисленными магазинчиками и кафе.

ГОРОД-ПРИЗРАК
Трудно даже представить, что это тот же самый Пномпень, который в 1975 году из метрополии с населением в 2 миллиона человек превратился в город-призрак. Когда в 1979 году правительственные войска, разбив «красных кхмеров», вошли в Пномпень, там оставались в живых всего 70 жителей – остальные были вывезены, а большинство уничтожено.
По мере того, как солнце поднимается все выше, оживают улицы, которые заполняются совершенно недисциплинированными велосипедистами и почти полностью заменяющими здесь такси мотобайками, которые за доллар отвезут тебя в любой конец города. Однако с каждым годом все больше появляется оснащенных кондиционерами «хонд» и «тойот», отчаянно пытающихся с помощью сигналов клаксонов пробить себе дорогу сквозь «стаи» беспорядочно перемещающихся по проезжей части мотоциклистов. 
Кафешки заполняются бизнесменами и туристами, пришедшими позавтракать. Кхмера здесь редко встретишь - жизненный уровень в стране очень низок. По данным ООН,  в 2004 году из 177стран Камбоджа по уровню жизни занимала 130 место. Поэтому ежемесячный заработок в 20-25 американских долларов считается уже весьма приличным. А около 36% населения живет ниже уровня бедности.

У СЛИЯНИЯ ДВУХ РЕК
После завтрака я решил осмотреть окрестности и направился по набережной на юг в сторону соединения двух рек – Тонлесап и Бассак, которые образуют своеобразный полуостров. Практически напротив высоких стен российского посольства здесь идет мощное строительство «Города будущего», который должен привлечь множество туристов. Отсюда уже убраны бесчисленные трущобы, и по трубам намывается из реки песок. На вновь образовывающейся территории намечено строительство отелей, ресторанов, торгового центра. По проекту, сюда дотянется дотянется и набережная Сисоват, увеличив свою протяженность еще на целых 4 километра.
В нескольких минутах ходьбы от набережной расположен Национальный музей, в котором собрана великолепная коллекция статуй. Построенный в 1920 году французами музей является одним из немногих архитектурных памятников, сохранившихся после кровавого режима Пол Пота. Остроконечные шпили и карнизы в виде змеиных хвостов на крыше, будто насквозь протыкают проплывающие по небу облака.
В сокровищницах этого музея более 5000 различных произведений кхмерского искусства. Большой интерес представляют 8 статуй Вишну (VI или VII века), скульптура Шивы IX века, свезенные сюда со всех уголков страны. Однако особую ценность представляют артефакты, которые принадлежали цивилизации, воздвигшей удивительный город Ангкор с множеством храмов. В XII веке он был столицей в то время очень мощного государства. Башни Ангкора даже изображены на национальном камбоджийском флаге. Кхмеры могут гордиться своей доблестной историей. Еще восемь веков назад в Ангкоре мирно сосуществовали буддизм и индуизм. Не случайно в Национальном музее находится уникальная фигура исключительно кхмерского божества Харихара, вырезанного в облике богов наполовину Вишну и наполовину Шивы.

КОРОЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ
На реку Тонлесап выходит и фасад роскошного здания Королевского дворца.
Весь этот комплекс построен в традиционно кхмерском стиле, с многоярусными крышами и высокими башнями на них, символизирующими процветание. Вообще Королевский дворец призван отображать собой всю нацию королевства Камбоджа, поэтому постройки выкрашены в желтый и белый цвета: желтый – символ буддизма, а белый – брахманизма. Меня всегда удивляло многоцветие  крыш кхмерских зданий. Там, кроме желтого, присутствуют синяя и зеленая краски, символизирующие соответственно силу короля и природы. Если уж продолжить тему о цветах, то любопытна еще одна деталь. На территории комплекса Королевского дворца действует особый этикет, согласно которому все подданные короля каждый день должны надевать национальную одежду определенного цвета – своеобразная «неделька».
Чтобы войти в тронный зал, необходимо снять обувь. За ее сохранность можно не беспокоиться, а вот посмотреть там есть на что. Это помещение длинной 60 метров, шириной 30 и высотой 59 метров используется по самым торжественным случаям – национальным и религиозным праздникам. Именно здесь послы иностранных государств вручают королю верительные грамоты. В центре зала на возвышении стоит трон, символизирующий кхмерскую монархию, ведущую отсчет с первого тысячелетия. На этом троне короли уже давно постоянно не сидят. Они удостаиваются такой чести только один раз – во время своей коронации. Правда, Нородому Сиануку  посчастливилось посидеть в нем два раза, поскольку его короновали сначала в 1941 году, а потом в 1993, когда под эгидой ООН состоялись первые после войны выборы, и была восстановлена королевская власть. Правда, в 2004 году он отрекся от престола и вручил корону своему сыну Нородому Сиамони.

СЕРЕБРЯНАЯ ПАГОДА
Невдалеке от Тронного зала стоит не менее яркая и красивая, также построенная в традиционном кхмерском стиле, «Серебряная пагода» (пагода – буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий). Это место – воплощение блистательного народного творчества кхмеров, пример их богатейшей и древнейшей культуры.
Весь пол пагоды уложен серебряными пластинами. Всего их 5329 штук, весом 1,125 кг каждая. Так, по крайней мере, сказала экскурсовод, миниатюрная кхмерка Синуан. Простые подсчеты на калькуляторе показали, что общий вес напольного серебра составляет почти 6 тонн. Внутри находится 1650 произведений древнего искусства, большинство из которых статуи Будды, сделанные из золота, серебра, бронзы, украшенные бриллиантами, сапфирами и рубинами, добываемыми на севере Камбоджи. Однако для посетителей наибольший интерес, конечно же, представит стоящая в центре зала главная статуя Изумрудного Будды, которая на самом деле выполнена из цельного куска зеленого жадеита, действительно смахивающего на изумруд.  За ним стоит другая статуя Будды, выплавленная из 90 кг золота высочайшей пробы. Божество украшено 2086 алмазами, самый крупный из которых находится на его короне – 25 каратов. Чуть поменьше, весом в 20 карат, сияет в груди Будды.
Стрелки часов приближаются к полудню, и температура воздуха повышается. Влажность увеличивается, и уже кажется, что воздух можно буквально зачерпывать руками.  Люди по улицам передвигаются, словно сонные мухи. Самое время перекусить и вздремнуть.

ГОРА ТЕТУШКИ ПЕНЬ
Жара еще не спала, но я решил пройтись до горы тетушки Пень –  Пном - отсюда и появилось название Пномпень. На улице разместились предсказатели будущего – на маленьких столиках стоят вазочки с тлеющими благовонными палочками, под запах которых они раскладывают карты и пророчат. Можно было бы и заглянуть в свое будущее, но я не знаю кхмерского языка, поэтому прохожу мимо. А вот от чумазых детишек-попрошаек избавиться не легко. Проще им дать какую-нибудь мелочь, чем отогнать резким словом «Атэ!», на которое они все равно почти не реагируют.
Воровство в Камбодже, конечно, есть, особенно на рынках, где много приезжих и иностранцев. Однако друг друга кхмеры трогать не рискуют, так как это в прямом смысле опасно для жизни. Если вора поймают, то в лучшем случае изувечат, но чаще просто убивают.
Столь жестокими, в общем очень добродушных и приветливых людей сделали суровые годы войны, пытки, массовый геноцид и их стремление выжить в любых условиях. За четыре года полпотовского террора простые кхмеры разучились плакать, так как им это было запрещено под страхом смерти. Если у кого-либо замечали слезы на глазах, это значило, что он недоволен режимом, несчастен, и его надо уничтожить как врага. Может быть, еще и поэтому кхмеры часто покупают маленьких птичек, чтобы отпустить их на волю.
- Птицы в клетке – это все равно, что люди, страдающие за свои прошлые деяния, - говорит монах Я Леунг. – Поэтому неважно, кому ты спасаешь жизнь - человеческому существу или животному. Буддисты считают, что за этот благородный поступок им потом воздастся. В ритуале регулярно принимают участие все, вплоть до короля. В праздник Полной луны король, прослушав мантры буддистских монахов, раздает бедным людям дары, а потом открывает дверцы двух наполненных птицами клеток, из которых вылетает до сотни воробышков и ласточек. А пока они, шумно чирикая, взмывают в облака, король молится за мир, счастье и процветание своих подданных.
Вот и спасительная прохлада в тени под буйной растительностью, окружающей то место, где с 1372 года  начал свое существование Пномпень. Согласно легенде, в том году богатая вдова по имени Пень нашла здесь ствол огромного дерева, выброшенного водами реки Меконг. В дупле находились пять статуй Будды – одна из камня и четыре из бронзы. Пень возвела холм (по кхмерски «пном») и построила на вершине пагоду. Это место стало называться Ват-Пном. Рядом с пагодой стоит огромная ступа, где хранится прах первого короля Камбоджи. Рядом расположился небольшой алтарь тетушки Пень, к которому приходят люди помолиться за удачу и успех в бизнесе. Они приносят своей покровительнице цветы жасмина или просто связки бананов. Лестницу, по которой поднимаешься к пагоде на холме, охраняют две огромные каменные змеи Наги с семью головами каждая. Это мифические кобры, которые, как считается, достигали когда-то 20 метров в длину и 1 метра в толщину. Они символизируют силу и власть. Кстати, острые детали на крышах кхмерских домов и есть хвосты этих мифических змей.
У подножья горы всех желающих покататься ждет слониха по имени Самбо, которой исполнилось 43 года. Она младше меня почти на 10 лет, но тяжелее на 5 тонн.

«КОЧЕРЫЖКА»
От Ват-Пнома по бульвару Нородом можно дойти, а лучше за доллар за спиной водителя мотобайка доехать, еще до одного памятника - монумента Независимости, за свою форму прозванного сотрудниками российскими посольства «Кочерыжкой». Она, то есть он – памятник, был воздвигнут в 1958 году в честь получения независимости от Франции, которую Камбоджа обрела 9 ноября 1953 года.
Если есть желание, стоит посетить и так называемый «Русский рынок». Это рай для любителей шопинга. Даже в путеводителях по городу он так называется, поскольку уже давно приглянулся русским. Цены тут до смешного низкие, а качество товара – «американское». Дело в том, что в Камбодже расположено множество швейных фабрик, поставляющих одежду в страны Азии, Европу и США. Часть продукции тем или  иным способом поступает в продажу на рынок, и за  2-5 американских долларов можно купить фирменные рубашки, брюки, джинсы, куртки и т.д. Я наблюдал, как два молодых американца, узнав местные цены на знакомые им по США товары, с выпученными глазами начали скупать все подряд. Однако они не знали одной местной, скорее азиатской, хитрости. Прежде, чем протягивать продавцу назначенные им деньги, надо поторговаться! И, например, 8-долларовые брюки легко и быстро попадают в руки покупателя за 4. Главное - выдержать паузу, сделать вид, что уходишь, и продавец готов бежать за тобой хоть на другой конец рынка, чтобы отдать товар по назначенной тобой цене. Этот прием в Камбодже срабатывает на 100 процентов.

НАБЕРЕЖНАЯ СИСОВАТ
Завершить день лучше всего вернувшись опять на набережную Сисоват, чтобы посмотреть на закат солнца и снова почувствовать прохладный ветерок сходящихся в этом месте четырех рек – Тонлесап, Бассак, верхнего и нижнего течения Меконга. Если попасть сюда в конце октября, то можно понаблюдать за уникальным природным явлением. Из-за обильных дождей река Тонлесап переполняется водой, и ее течение устремляется в обратную сторону. Целых три дня кхмеры очень ярко и красочно отмечают праздник Поворота воды и устраивают гонки на весельных лодках прямо напротив Королевского дворца. В этих традиционных соревнованиях принимают участие несколько сот лодок с тысячами гребцов.
Как и везде в этих широтах, солнце садится быстро, и темнота опускается на город. Снова наступает время ночной прохлады, и люди выходят на улицы, чтобы подышать свежим воздухом, посидеть в каком-нибудь уютном ресторанчике за кружкой пива с морепродуктами или просто поглазеть на толпу гуляющих и витрины.